ISSN: 1819-3293; 2415-3915

DOI: 10.31653/1819-3293-2017-1-23-44-50

28.09.2017

Формирование области опасных курсов судов с учетом их динамических характеристик

Анотація

Formation of the area of dangerous courses of ships taking into account their dynamic characteristics

Проанализировано влияние инерционных характеристик поворотливости судна на величину дистанции кратчайшего сближения судов при выполнении маневра расхождения судов изменением курса. Представлена ситуация, когда оперирующее судно выполняет поворот на курс уклонения, а цель сохраняет неизменные параметры движения.
Применена модель вращательного движения судна с постоянной угловой скоростью поворота. Получены аналитические выражения характеристик поворота и величина уменьшения дистанции кратчайшего сближения. Показано влияние этого обстоятельства на размеры области опасных курсов и предложены рекомендации по обеспечению безопасного расхождения судов в таких ситуациях. Приведен численный пример, подтверждающий корректность полученных результатов.

Проаналізовано вплив інерційних характеристик поворотності судна на величину дистанції найкоротшого зближення суден при виконанні маневру розходження зміною курсу. Запропонована ситуація, коли судно виконує поворот на курс ухилення, а ціль зберігає незмінні параметри руху.
Використана модель обертального руху судна з постійною кутовою швидкістю повороту. Одержано аналітичні вирази характеристик повороту і величина зменшення дистанції найкоротшого зближення. Показано вплив цієї обставини на розміри області небезпечних курсів і запропоновані рекомендації по забезпеченню безпечного розходження суден в таких ситуаціях. Приведено чисельний приклад, підтверджуючий коректність отриманих результатів.

Influencing of inertia descriptions of agility of ship on the size of distance of the shortest rapprochement of vessels at implementation of maneuver of divergence of vessels is considered the change of course. A situation is represented, when an operating ship executes a turn on the course of deviation, and a target saves the unchanging parameters of motion.
Model of rotatory motion of ship with permanent angular speed of turn is analyzed. Analytical expressions of descriptions of turn and size of diminishment of distance of the shortest rapprochement are got. Influence of this circumstance is shown on the sizes of region of dangerous courses and recommendations on providing of safe divergence of vessels in such situations are offered. A numeral example confirmative correctness of the got results is resulted.

Список літератури

  1. Пятаков Э.Н. Оценка эффективности парных стратегий расходящихся судов / Э.Н. Пятаков., С.И. Заичко // Судовождение: сб. научн. трудов ОНМА. – 2008. – Вып. 15. - С. 166 – 171.
  2. Цымбал Н.Н. Гибкие стратегии расхождения судов / Н.Н. Цымбал, И.А. Бурмака, Е.Е. Тюпиков. - Одесса: КП ОГТ, 2007. – 424 с.
  3. Бурмака И.А. Маневр расхождения трех судов изменением курсов/ И.А. Бурмака, А.Ю. Булгаков // Автоматизация судовых технических средств: науч. -техн. сб. – 2014.– Вып. 20. - Одесса: ОНМА. - С. 18 - 23.
  4. Бурмака И.А. Управление судами в ситуации опасного сближения / И.А Бурмака., Э.Н Пятаков., А.Ю. Булгаков - LAP LAMBERT Academic Publishing, - Саарбрюккен (Германия). – 2016. - 585 с.
  5. Чапчай, Е.П. Экспериментальное исследование моделей пово-ротливости судна / Е.П. Чапчай // Судовождение: сб. научн. трудов ОНМА. – 2006. – Вып. 11. - С. 139 – 142.

Ключові слова

Завантаження: 1

Перегляди: 604

Читати статтю Завантажити PDF