ISSN: 1819-3293; 2415-3915

DOI: 10.31653/1819-3293-2019-1-25-90-100

06.12.2019

Оценка энергоэффективности для условий навигационных неопределенностей во внутреннем судоходстве

Анотація

Evaluation of energy efficiency for conditions of navigational uncertainty in the inland navigation

Эксплуатационные расходы на топливо на судах внутреннего плавания составляют в среднем 50 … 60 % суммы всех переменных затрат. Исследованиям проблемы уменьшения таких расходов традиционно уделяется большое внимание, а проведение таких исследований всесторонне стимулируется и финансируется также с позиций снижения вредных выбросов в атмосферу, пропорциональных снижению расхода топлива. Мероприятия по снижению вредных выбросов в пересчете к СО2 (далее и по отдельным компонентам выбросов в выпускных газах) получили дополнительный формализованный оттенок и активно поддерживаются Европейской Комиссией.
Приведена оценку интенсивности дунайского судоходства в сравнении с интенсивностью судоходства на основных магистралях внутренних водных путей Европы, проанализированы характеристики судов и караванов судов, работающих на разных участках, с учетом гидрологических и навигационных особенностях и обеспеченности проходных глубин европейских внутренних водных путей и водного пути реки Дунай. Показано значение влияния навигационных условий на характеристики экономичности и экологичности работы судов во внутреннем дунайском судоходстве, что связано с постоянными изменениями режимов работы пропульсивных комплексов.
Такой многофакторный характер неопределенностей во внутреннем судоходстве негативно отображается как на себестоимости речных перевозок по Дунаю, так и на возможностях расширить границы успешного поиска путей повышения (улучшения) энергоэффективности, экологичности и экономичности. Фактически в отсутствие недорогих инновационных технических и технологических решений, в наличии остаются исключительно методы рационального менеджмента. При этом потенциал улучшения экологичности и экономичности оценивается в границах до 20 % в зависимости от возраста буксира-толкача или самоходного судна в составе каравана.

Експлуатаційні витрати на паливо на суднах внутрішнього плавання у середньому складають 50 … 60 % суми усіх змінних витрат. Дослідженням проблеми зменшення таких витрат традиційно приділяється велика увага, а проведення таких досліджень всебічно стимулюється та фінансується також з позицій зниження шкідливих викидів до атмосфери, пропорційних зниженню витрати палива. Заходи з обмеження шкідливих викидів у перерахунку до CO2 (далі й по окремих компонентах викидів у випускних газах) здобули додатковий формалізований відтінок та активно підтримуються Європейською Комісією.
Наведена оцінка інтенсивності дунайського судноплавства у порівнянні з інтенсивністю судноплавства на основних магістралях внутрішніх водних шляхів Європи, проаналізовані характеристики суден та караванів суден, які працюють на різних частинах, з урахуванням гідрологічних та навігаційних особливостей та забезпеченості прохідних глибин європейських внутрішніх водних шляхів та водного шляху ріки Дунай. Показане значення впливу навігаційних умов на характеристики економічності та екологічності роботи суден у внутрішньому дунайському судноплавстві, що пов’язано з постійними змінами режимів роботи пропульсивних комплексів.
Такий багатофакторний характер невизначеностей у внутрішньому судноплавстві негативно відображається як на собівартості річкових перевезень по Дунаю, так й на можливостях поширити межі успішного пошуку шляхів підвищення (покращення) енергоефективності, екологічності та економічності. Фактично, за відсутністю дешевих інноваційних технічних та технологічних рішень, у наявності залишаються виключно методи раціонального менеджменту. При цьому потенціал покращення екологічності та економічності оцінюється у межах до 20 % у залежності від віку буксира-штовхача або самохідного судна у складі каравану.

The cost of fuel іn inland navigation could be estimated with averages 50 … 60 % of the sum of all variable costs. A great attention is traditionally payed to researches aiming to reduce such costs, and such kind of researches have been comprehensively stimulated and funded according to the positions of reducing harmful emissions to the atmosphere, and at the same time proportionally reducing fuel consumption. Measures for limitations of CO2 emissions (hereinafter referred to as individual emission components in the exhaust gases) have an additional formalized effect and are actively supported by the European Commission.
The authors evaluate the intensity of Danube shipping in comparison with the intensity of navigation on the main inland waterways of Europe, compare the characteristics of ships and caravans of ships operating on different parts of the river, and focus on the hydrological features and availability of both inland waterways and river Danube. The authors acknowledge the importance of the influence of navigation conditions on the characteristics of economy and environmental performance of ships in inland Danube navigation, which is associated with the permanent change of propulsion complexes operation modes.
This multifactorial nature of uncertainty in inland navigation has a negative impact both on the cost of river transport across the Danube and on the possibilities to extend the boundaries of successfully finding ways to improve energy efficiency and cost-effectiveness. In fact, in the absence of cheap innovative technical and technological solutions, only rational management methods remain available. The potential for improvement of environmental friendliness and economy is estimated to be up to 20 % depending on the age of the pusher or self-propelled vessel in the caravan.

Список літератури

  1. Горб С.И. Мониторинг энергоэффективности судов // Автоматизация судовых технических средств: науч.-техн. сб. - 2015. - Вып. 21. - Одесса: ОНМА. - С. 48 - 53.
  2. Суворов, П. С. Оценка основных факторов, определяющих энер-гоэффективность судов внутреннего плавания [Текст] / П. С. Суворов, Т. В. Тарасенко, В. І. Залож // Автоматизация судовых технических средств: научн.-техн. сб. – Одесса: ОНМА, 2017. – Вып. 23. – С. 132 – 135.
  3. Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения СМВП / AGN ECE/TRANS/120/Rev.4)).
  4. Суворов, П. С. Идентификация режимов работы главных двигателей на мелководье / П. С. Суворов, Л. Н. Карпов, Б. П. Мельников // Автоматизация судовых технических средств: на-учн.-техн. сб. – Одесса: ОНМА, 1999. – Вып. 3. – С. 143 – 155.
  5. Суворов, П. С. Принципы определения индикаторов энергоэффективности для судов внутреннего плавания / П. С. Суворов, Т. В. Тарасенко, В. И. Залож // Вісник Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. – 2018. – № 2. – С. 203 – 207.
  6. Суворов, П. С. О соотношении энергоэффективности и экологичности для судов внутреннего плавания / П. С. Суворов, Т. В. Тарасенко, В. И. Залож // Вісник Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля. – 2019. – № 3 [251]. – С. 168 – 175.

Ключові слова

Завантаження: 10

Перегляди: 695

Читати статтю Завантажити PDF